
Деревня Филино, вошедшая в состав Москвы лишь в 1980-е годы, расположилась на Новосходненском шоссе, поблизости от платформы Планерная Октябрьской железной дороги. Впервые она упоминается писцовым описанием 1584 г., согласно которому деревня Дашкино, а Филино тож, находилась в вотчине за Тимофеем Ивановичем Селивановым.
В деревне стояли двор вотчинника и два крестьянских двора.В конце XVII — начале XVIII в. Филино принадлежало князю Петру Алексеевичу Голицыну, русскому послу в Вене в 1700—1705 гг., впоследствии сенатору. После его смерти деревня перешла к его сыну Василию Петровичу Голицыну, а во второй половине XVIII в. ею владел внук Иван Васильевич Голицын. «Экономические примечания» 1760-х годов застают при нём в сельце Филино 33 двора, где проживало 227 крестьян обоего пола, и господский дом. В имении значилось 550 десятин земли, из которых 409 было занято под пашню и 43 — сенокосами. Крестьяне сеяли рожь и овёс, промышляли извозом в Москве (Филино стояло на трассе тогдашней большой Петербургской дороги). Женщины пряли лён и шерсть, ткали холсты и сукна.
Иван Васильевич Голицын скончался в 1773 г. бездетным, и после него Филино досталось его двоюродному брату по материнской линии князю Сергею Александровичу Меншикову. Новый владелец Филина родился в 1746 г. и был внуком знаменитого сподвижника Петра I Под конец жизни он дослужился до чина действительного тайного советника и сенатора.
При нём осенью 1812 г. Филино было разорено французами. Захватчики сожгли 33 крестьянских двора, разграбили хлебные запасы и частью увели скот, который крестьяне не успели спрятать.
Урон, нанесённый селению, был настолько значительным, что даже в 1816 г. деревня ещё значилась как «несовершенно оборудованная после разорения».После кончины в 1815 г. Сергея Александровича Меншикова Филино досталось его сыну князю Александру Сергеевичу Меншикову. Его судьба была довольно любопытной. Он родился в 1787 г. и первоначально служил по дипломатической части, а затем перешел на военную службу и был адъютантом графа Каменского. С 1813 г. он значился в свите Александра I и нередко выполнял поручения императора. С усилением влияния Аракчеева, которого Меншиков недолюбливал, последнего решили удалить из столицы и в 1820 г. предложили командовать Черноморским флотом. Но князь решительно отказался, ибо не имел никакого понятия о морской службе. В это время он прослыл за вольнодумца. В 1821 г. вместе с Новосильцевым и Воронцовым Меншиков составил проект освобождения крестьян. Но император принял его весьма прохладно, а последовавшее вскоре предложение занять место посланника в Дрездене князь счёл личным оскорблением, вышел в отставку и поселился в своих деревнях. Любопытно, что здесь он занялся изучением морского дела, чисто случайно найдя учителя-моряка. Интересно, что это пригодилось ему впоследствии.
В царствование Николая I Александр Сергеевич посылается в Персию, затем преобразует морское министерство, а в турецкую войну 1828 г. энергично воюет под Анапой и Варной. Во время штурма последней он был ранен ядром в обе ноги и был вынужден оставить действующую армию. Затем видим его на постах начальника Главного морского штаба, финляндского генерал-губернатора, а во время Крымской войны начальником войск в Крыму. Здесь его действия вызвали массу нареканий и упреков и впоследствии вплоть до смерти в 1869 г. он уже не принимал никакого участия в государственных делах.
В середине XIX в. при Меншикове в Филине насчитывался 31 двор, где проживало 138 мужчин и 144 женщины. Отмечены сукновальня и красильная фабрика купца Досужева. По данным 1843 г., на последней было занято 32 рабочих, а годовое производство оценивалось около 8 тыс. рублей.
При проведении реформы 1861 г. крестьяне на 109 душ получили 143 десятины земли. При этом размер выкупных платежей составлял 13,3 рубля или, иными словами, больше, чем в среднем по волости. Леса и даже кустарников крестьяне не получили вообще, дрова приходилось покупать на стороне, и поэтому годовой расход на отопление дома доходил до 15 рублей, тогда как в целом но волости он составлял немногим более 5 рублей. Все непригодные для обработки земли Меншиков оставил за собой, ибо они не облагались налогами. По данным подворной переписи 1869 г., в Филине проживали 249 душ, что составляло цифру меньшую но сравнению с дореформенным периодом. Выкупные платежи крестьяне платили вплоть до 1907 г.
Испытывая острый недостаток земли, они занимались промыслами. Среди крестьян имелись столяры, резчики, слесари, кузнецы, кучера, возчики, сельскохозяйственные рабочие и один пчеловод. В деревне существовали трактир и три мелких производства: столярное, слесарное и кузнечное. В середине 70-х годов XIX в. свыше 60 человек, главным образом мужчин, уходили из деревни на заработки в Москву и другие места. Женщины вязали чулки, носки, шили перчатки.
После смерти А.С. Меншикова в 1869 г. владельцем имения стал его сын князь Владимир Александрович Меншиков. Но уже в 1873 г. он продает фабрику и землю при Филине и трех других деревнях (340 десятин за 20 тыс. рублей) купцу Карлу Карловичу Генке.
У нас имеются довольно подробные сведения о деревне рубежа XX в. В 1899 г. здесь числилось 47 наличных и 7 отсутствующих семей, имелось одно торговое и два промышленных заведения. Все семьи были связаны с промыслами. В1905 г. открылся кирпичный завод А.А. Пешкова и Н.К. Рахманова, владельцы которого имели неподалёку от деревни свои усадьбы. Одна треть крестьян была грамотной.
Первая мировая война, революции нанесли серьезный урон хозяйству деревни. Хотя при этом землепользование крестьян по сравнению с началом XX в. выросло в два с лишним раза, их доходы в целом снизились за счёт значительного уменьшения заработков от промыслов. Упал спрос на примитивные носки и чулки, связанные на спицах. Несколько выручал более доходный столярный промысел, которым занимались 26 хозяйств.
В конце 1920-х годов поблизости от Филина была открыта железнодорожная платформа Первомайская. Рядом с деревней организовали планерную станцию, где велась подготовка летного состава, и поэтому платформу вскоре переименовали в Планерную. Перед войной станция была переведена в другое место, а около деревни открыли конно-спортивную школу. С началом коллективизации здесь организовали колхоз «Имени Мосавиахима».
После Великой Отечественной войны деревня была электрифицирована, а чуть позднее через неё прошло Новосходненское шоссе, связавшее Сходню с Москвой и Химками. В связи с укрупнением колхозов филинский колхоз включили в состав колхоза «Путь к коммунизму». Возобновила работу и закрытая в годы войны конно-спортивная школа. В 1970-е годы здесь был построен Олимпийский учебно-спортивный центр «Планерная», где ведется подготовка спортсменов, имеются плавательный бассейн, конная и лыжная базы, спортзалы, гостиница.
В 1984 г. часть деревни между Новосходненским шоссе и железной дорогой была передана в подчинение Моссовету. Другая часть деревни, по левой стороне шоссе, осталась в Химкинском районе. В состав столицы были включены и территории двух кладбищ.
По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»
Свежие комментарии